СУ-33КУБ

                                               Палубный истребитель


В 1989 году на международном авиасалоне в Париже произошло событие, оставившее след в истории военного авиастроения: впервые «широкой зарубежной общественности» был продемонстрирован истребитель завоевания господства в воздухе Су-27. Разумеется, западные специалисты и военные и раньше знали о существовании у Советского Союза этой машины, получившей натовскую «кличку» «фланкер». Однако непосредственное знакомство с Су-27, без преувеличения, произвело на Западе эффект разорвавшейся бомбы. Ранее США были уверены, что опережают весь мир, в том числе и Советский Союз, в области проектирования и аэродинамики истребителей. Но маневренные возможности «Фланкера», продемонстрированные в парижском небе, диаметр его радиолокационной антенны, наличие на борту оптико-локационного комплеса, уникальная устойчивость работы двигателя, состав вооружения свидетельствовали об обратном: Америка впервые увидела равного конкурента.
Программа ATF, приведшая к созданию истребителя пятого поколения F-22A «Рэптор», преследовала цель во что бы то ни стало вернуть США утерянные позиции в области аэродинамики. Как представлялась американцам, эту задачу удалось успешно решить, создав самолет, значительно превосходящий достижения всех существующих конкурентов.
Однако 29 апреля 1999 года произошло внешне малопримечательное событие - совершил первый полет первый опытный экземпляр нового корабельного учебно-боевого самолета Су-ЗЗКУБ. Казалось бы, вполне заурядный факт: новые модификации в семействе Су-27 появляются каждые два-три года. Однако создание этого самолета означало, что надежды США на возврат мирового лидерства в области аэродинамики и «истребителестроения» не оправдались. Су-ЗЗКУБ безусловно является новым важным этапом в развитии отечественной истребительной авиации. По сравнению с лучшим в аэродинамическом отношении современным серийным истребителем Су-27 аэродинамические характеристики новой машины резко продвинулись вперед. Аэродинамическое качество Су-ЗЗКУБ возросло более чем на 10%. Это достигнуто, в первую очередь, за счет применения «интеллектуального» адаптивного крыла с гибким носком. Элластичная обшивка носка, в которой отсутствуют ранее неизбежные щели, обеспечивает плавность формы и позволяет, в сочетании с отклонением флаперонов, постоянно оптимизировать профиль крыла в соответствии с конкретным полетным режимом, а также полностью устраняет перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю.
Крыло Су-ЗЗКУБ имеет несколько больший размах, чем у Су-33. Соответственно, немного возросла и площадь крыла.
В результате внедрения аэродинамических навшеств самолет приобрел высочайшую топливную эффективность.
Истребитель оснащен усовершенствованным вариантом - «морского» двигателя АЛ-31Ф, получившего систему управления вектором тяги. Цифровая система дистанционного управления теперь контролирует работу не только аэродинамических поверхностей - (ПГО, хвостового оперения, флаперонов, носка и закрылков), но и двигателей. При этом обеспечиваются минимальные потери на балансировку и увеличивается подъемная сила (в формировании которой теперь участвует не только крыло, но и горизонтальное оперение).
В перспективе возможен переход на новый, более совершенный тип двигателя. Произошел резкий (если не сказать - революционный) скачок и в уровне «интеллекта» самолета. Вычислительная среда и система обмена информации в полной мере соответствуют требованиям XXI века.
Для Су-ЗЗКУБ создан и уже проходит испытания уникальный отечественный цифровой процессор с быстродействием в десятки миллиардов операций в секунду. Применение новой архитектуры и современной элементной базы позволило, по сравнению с серийным Су-33, снизить в несколько раз массу БРЭО при увеличении возможностей бортового комплекса. Многоканальный информационный комплекс Су-ЗЗКУБ будет обеспечивать экипажу круговувую информацию о воздушной обстановке. Для истребителя создается полностью твердотельная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Применение суперпроцессора обеспечило БРЛС чрезвычайно высокую разрешающую способность и позволило упростить конструкцию.
Однако работа радиолокационной станции на излучение для боевого самолета нового поколения должно сводится к минимуму, что обусловлено требованиями скрытности. Для получения информации о противнике на Су-ЗЗКУБ используются тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, дополненные лазерным дальномером.
Су-ЗЗКУБ будет оснащаться полностью автономной навигационной системой повышенной точности.
Экипаж самолета состоит из двух человек, кресла которых размещены бок-о-бок (как на Су-24 или Су-27ИБ). Это обеспечивает хорошее взаимодействие летчиков в полете, возможность их непосредственного контакта между собой. Кроме того, оптическая система захода на посадку на палубу авианосца (как у нас, так и у американцев) накладывает жесткие ограничения на положение глаз летчика при нахождении самолета на глиссаде. Однако при тандемном размещении экипажа пилот в задней кабине помещен несколько выше переднего летчика, что затрудняет использование оптической посадочной системы.
При создании Су-ЗЗКУБ огромное внимание было уделено отработке информационно-управляющего поля кабины экипажа. На новом самолете реализован принцип «темной кабины» - если система не отказывает, она ничем не должна напоминать о себе летчику. Сведено к минимуму и число управляющих органов. На Су-ЗЗКУБ экипаж не управляет собственно самолетом (как солдат не управляет работой механизма своего «Калашникова», а лишь выбирает цель и нажимает на спусковой крючок), он полностью нацелен на решение боевой задачи. Работа по рутинному «управлению» возложена на электронные «мозги» истребителя.
В настоящее время еще рано утверждать с полной определенностью, какое расположение ручки управления самолетом - центральное или боковое - лучше. Поэтому конструкторы предусмотрели возможность установки обеих РУС. Время покажет, какая из них окончательно «приживется».
На общей приборной доске в кабине экипажа будет размещено пять цветных индикаторов отечественного произврдства (один общий с размером экрана по диагонали 21 дюйм и четыре 15-ти дюймовывх). Использование разрабатываеиого в настоящее время нашлемного прицела-индикатора позволит полностью отказаться от применения индикатора на лобовом стекле.
Су-ЗЗКУБ становится первым отечественным истребителем, получившим бортовой генератор кислорода, обеспечивающий также выработку азота. Таким образом, удалось значительно уменьшить зависимость самолета от наземной (или корабельной) обеспечивающей инфраструктуры, уменьшить численность персонала, задействованного в обслуживании самолета.
Вообще, по сравнению с истребителями прешествующих типов, техническое обслуживание нового самолета заметно упростилось. Несмотря на то, что Су-ЗЗКУБ официально именуется учебно-боевым, это мощная многофункциональная машина, способная решать широкий круг боевых задач - от поражения воздушных целей (в том числе таких сверхсложных, как самолеты ДРЛО) до применения высокоточного оружия по кораблям и наземным объектам противника. Для поражения относительно «дешевых» целей (например, катеров) на борту сохранилась и 30-миллиметровая пушка.
Первый опытный самолет был построен на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре, однако его окончательная сборка и дооснащение осуществлялись в Москве, куда Су-ЗЗКУБ был доставлен в разобранном виде на борту «Антея». К началу июня опытная машина уже выполнила семь испытательных полетов (летали летчики-испытатели Виктор Пугачев, Сергей Мельников и Роман Кондратьев).
Бортовой комплекс самолета Су-ЗЗКУБ должен стать основой для создания ряда многоцелевых самолетов различного назначения. Машина может найти применение не только в морской авиации, но и Военно-Воздушных Силах: уникальные взлетно-посадочные характеристики позволяют ей базироваться на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, а наличие складного крыла - размещать во всех типах имеющихся в ВВС капониров.
Новый истребитель совершает в небе лишь свои первые шаги. Хочется надеяться, что в обозримом будущем он займет достойное место в боевом строю авиации России, по-прежнему сохраняющей статус великой авиационной державы.
В конструкцию заложены принципы:

  • 1) Сверхманевренность (читай: способность в ближнем маневренном бою из любого положения выйти на позицию для пуска ракеты, либо выполнить противозенитный маневр).
  • 2) Технологичность в обслуживании (все обслуживание должно сводиться к заправке топливом/маслом/гидрожидкостью/воздухом плос подвеской боекосплекта. Время обслуживания - минимальное).
  • 3) Если я все правильно понял, то новая стратегия заключается в придании самолету «неуязвимости». С помощью датчиков (облучения, тепловых и оптических, а может и иных) обнаруживаются источники угрозы, не только истребители противника, но и пущенные ими ракеты. Бортовая ЭВМ, обладающая «интеллектом», оценивает ситуацию и расчитывает противозенитный маневр автоматически. Либо (?!!) дает команду на пуск ракет малой дальности по ракете противника.

Что еще интересного? Рассказали о случае во время Северного похода «Кузнецова». Су-33 стартовал не на форсаже, а на максимале. Скорость на кромке трамплина была 108 км/ч. Самолет благополучно взлетел.
Другая история. Су-33 взлетает, летчик энергично тянет ручку. Самолет задирает нос и... зависает. Вертикальная скорость - на уровне метров в секунду. Угол атаки такой, что пора бы и сваливаться. Не свалился. Летчик растерялся и машина несколько секунд «стояла на хвосте». Эдакий непреднамеренный колокол.



 

 

Тактико-технические характеристики  :
  Год принятия на вооружение 
Размах крыльев, м
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Площадь крыла, м2
Тип двигателя
Максимальная тяга, кН/кгс:
- бесфорсажная
- форсажная
Масса, кг
- пустого самолета
- нормальная взлетная 
- максимальная взлетная
Масса топлива, кг
Максимальная скорость, км/ч:
- у земли
- на большой высоте
Практический потолок, м
Практическая дальность, км
Макс. эксплуатационная перегрузка
Экипаж, чел
Вооружение:
- 2000
- 14,90 
- 22,00
- 5,95
- 64.5 
- 2 х ТРДД АЛ-31Ф.

- 2х74,53/2х7600;
- 2х122,58/2х12500.

- 16000
- 22500
- 30000
- 9400 

- 1400;
- 2500 (М=2,35).
- 18500 
- 3900 
- 9.
- 2
Максимальная боевая нагрузка - 6000 кг
Автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, 1500 выстр/мин, 150 патронов).
Ракетное вооружение имеет 12 узлов подвески.
Может устанавливаться
до 2 УР класса «воздух—воздух» увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ,
до 6 УР класса "воздух-воздух" средней дальности Р-27Р,РВВ-АЕ, и Р-27Т
до 4х УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.
Противокорабельная УР "Москит" большой дальности

 

 на главную                            на выбор оружия

Сайт создан в системе uCoz