МиГ-31 является дальнейшей модернизацией
истребителя перехватчика МиГ-25. Предназначен для использования в системе
ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми
классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми
ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время
суток, при любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ.
Самолет двухместный, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с
трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и
двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей
стали, 16% - титана, 33% - из алюминиевых сплавов и 1 % - другие
конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на авиазаводе в
г. Горьком.
Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31
автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве
самолета-лидера для управления действиями истребителей (МиГ-23, МиГ-25,
МиГ-29, Су-27 или Су-15). Самолет оснащен импульсно-доплеровской РЛС СБИ
"Заслон" с фазированной антенной-решеткой (ФАР) большой мощности.
Максимальная дальность обнаружения цели ЭПР 16м2 - 200 км, дальность
сопровождения цели класса самолет ДРЛО - 120 км, класса истребитель - 90 км
в передней полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере. РЛС
позволяет обнаруживать и сопровождать до 10 различных целей и одновременно
наводить УР на четыре цели. Истребитель МиГ-31 оснащен теплопеленгатором,
позволяющим скрыто осуществлять поиск и применять оружие, а также
действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех. Использование
цифровой системы закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной
информацией в группе из 4 самолетов МиГ-31, удаленных до 200 км, и наведение
на цель группы истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО. Использование
системы АПД-518 обеспечивает скрытую атаку цели истребителем МиГ-31 при
слежении за целью другим истребителем, находящимся на безопасном удалении от
самолетов противника и транслирующим радиолокационную информацию на
атакующий самолет. Навигационное оборудование включает радионавигационные
системы "Тропик" ("Лоран", точность определения координат-0,13-1,3 км на
дистанции 2000км) и "Маршрут" ("Омега", точность определения координат -
1,8-3,6 км на дистанции 2000-10000 км). Обеспечивается возможность
использования самолета на арктическом ТВД.
Самолет оборудован тележечным шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых
ВПП. Имеется система дозаправки топливом в полете с выдвижной штангой.
В начале 1992 года на вооружении войск ПВО стран СНГ находилось более 200
истребителей- перехватчиков МиГ-31. 24 самолета этой серии были поставлены
Китаю.
В 1992 году был выпущен истребитель-перехватчик МиГ-31М. На
модернизированном самолете установлена более мощная РЛС, вооружение усилено
до шести УР большой дальности, а также установлены высокоманевренные УР
средней дальности Р-77.
Модификации самолета:
МиГ-25МП - опытный самолет, прототип истребителя МиГ-31 (1975 г.).
МиГ-31 - серийный истребитель-перехватчик/
МиГ-31Б - серийный истребитель-перехватчик с системой дозаправки в
воздухе.
МиГ-31М - усовершенствованный истребитель-перехватчик с новыми БРЭО,
двигателем и вооружением (1992 г.).
МиГ-31Л - одноместный самолет с противоспутниковой ракетой (опытный,
1987 г.);
МиГ-31Д - модернизированный вариант самолета МиГ-31 (1990 г.).
МиГ-31ДС - модернизированный вариант самолета МиГ-31 (1991 г.).
МиГ-31Ф - многоцелевой истребитель.
МиГ-31БМ - истребитель противодействия РЛС.
|