Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на
Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М. Бериева
совместно с НПО "Вега-М" и НИИ приборостроения.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения
воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов
автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и
надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и
ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а
также служить воздушным командным пунктом.
Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения
- Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение.
Установлен радиотехнический комплекс "Шмель", разработанный в НПО"Вега-М" и
включающий РЛС, аппаратуру определения госпринадлежности, систему обработки
информации и ее отображения на рабочих местах тактического экипажа, систему
цифровой помехозащищенной связи с наземными и корабельными пунктами, а также
с взаимодействующими самолетами. Высококогерентная импульсно-доплеровская
РЛС трехкоординатная, кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать
по траекториям движения воздушные цели (включая малоразмерные, например
крылатые ракеты) в свободном пространстве и в условиях маловысотного полета
на фоне подстилающей поверхности (вода и земная поверхность любого рельефа:
степь, лес, горы), а также надводные корабли. Антенна РЛС размещена в
грибовидном надфюзеляжном обтекателе. ЭВМ, используемая в составе комплекса,
выполнена на гибридных микросхемах.
В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения входят
трехкоординатная радиолокационная станция с пассивным каналом пеленгации;
аппаратура съема и отображения полученной информации; система активного
запроса- ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам;
цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения
истребителей на воздушные цели; система госопознавания; аппаратура командной
линии радиоуправления; аппаратура ЗАС; система связи; телекодовая
аппаратура; аппаратура документирования. Общая масса радиотехнического
комплекса - 20т. Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом
диапазоне, способна обнаружить цель класса "истребитель", летящую на малой
высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте - 300-600
км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество
одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на усовершенствованном варианте -
до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12. Для
выявления старта тактических и оперативна тактических баллистических ракет,
а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может
устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты,
способная на высоте 10 000 м o6нгаружить факел стартующей ракеты на
дальности до 1000 км. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены
крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ. Цифровой вычислительный
комплекс построен с использованием БЦВМА- 50 (НИИ "Аргон") с архитектурой ЕС
ЭВМ. БЦВМ выдаст обработанную информацию на экран индикаторов в
буквенно-цифровом и плановом видах. Сюда же выводятся данные о
взаимодействующих с АКРДН истребителях - номера, курс, высота, скорость,
остаток топлива. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по
фиксированным автоматизированным каналам наведения. Дальность оперативной
радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона и по
широкополосной радиолинии-400 км. Имеется спутниковая радиолиния,
обеспечивающая глобальную связь. Самолет оснащен пилотажно-навигационным
комплексом, предназначенным для решения задач самолето-сопровождения в любых
метеорологических условиях, па любых географических широтах, в любое время
суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные
комплексы. Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от
истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства
активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (навесные батареи с
ложными т силовыми целями). БРЭО самолета обеспечивает выполнение боевых
задач при организованных помехах и противодействии противника.. По мнению
главного конструктора комплекса "Шмель" В. П. Иванова, уступая американскому
E-3 "Сентри" в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных
каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне
мешающих отражений от земной поверхности. Установленная на А-50 аппаратура
тяжелее американского оборудования аналогичного назначения примерно в
полтора раза.
Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг -
конус. Имеются устройства выброса ложных тепловых целей и радиолокационных
отражателей.
В настоящее время создается модернизированный вариант самолета А-50М,
оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом. На вооружении
ВВС России на настоящее время находится 25 машин.
Модификации самолета:
А-50 - первая серийная модификация.
А-50М - модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный
усовершенствованным радиолокационным комплексом.
Adnan 1 - самолет ДРЛО на базе ИЛ-76МД для ВВС Ирака с РЛС
Thompson-CSF Tiger G.
Baghdad - другое обозначение Adnan 1.
Adnan 2 - вариант Adnan 1 для контроля и наведения
истребителей.
|